#
Цементно-песчаная Черепица От производителя
Телефон:
(067) 328-26-70 показать
+38 (067) 328-26-70
Бесплатный расчёт крыши

История развития кровли

История развития крыши берёт своё начало с незапамятных времён, когда человек, начал собственными руками возводить свое жилище. Чтобы защититься от непогоды, холода и зноя, возводился самый простой шалаш, скаты которого являлись одновременно и стенами жилища. Форма такого прототипа крыши и послужила основой для скатных кровель, независимо от их конструктивного исполнения.

Одновременно со скатной кровлей начали развиваться и плоские крыши, которые сооружали в южных регионах Малой Азии и Северной Африки. В основу городов этого периода входили одноэтажные постройки с плоской крышей. Архитектуру египтян заимствовали и жители Древней Греции.

Опорой для древнегреческого жилища служили деревянные или мраморные колонны, на которых укладывалась балочная конструкция. Сверху стелили тростник, обмазанный глиной. Со стороны жилого помещения крыша оставалась обнаженной и служила одновременно и потолком. Такая крыша обычно имела небольшой уклон к центру с отверстием для отвода дождевой воды. Под ним устанавливали бассейн, в котором эта вода и собиралась. Постепенно несущие конструкции крыши стали делать из бетона, который затворяли на известковом вяжущем. Конструкция плоских крыш с бетонным основанием, вода с которых через водоотливные воронки транспортируется по сети ливневой канализации, до сих пор сохранилась в индустриальном жилом строительстве.

Шатровые крыши сооружали жители Двуречья и Междуречья, которые предпочитали сводчатые формы с круглым основанием. Здесь же впервые стали применять золото в качестве кровельного материала при строительстве храмов и дворцов. Купольные крыши оставили неизгладимый след в храмовом зодчестве у народов всех вероисповеданий. Особенный расцвет купольные крыши получили во времена средневековья, когда деталировке и архитектурному оформлению зданий стали уделять большое внимание.

Деревянные скатные крыши использовали и до сих пор используют в малоэтажном строительстве во всем многообразии форм и стилей. В европейских городах преобладали двухскатные и вальмовыа крыши под красной черепицей над жилыми домами и черного цвета — над готическими храмами. Модные зубчатые карнизы с огромным выносом над стеной, преувеличенно украшенные оконные проемы, большое количество дымовых труб над домами — вот приблизительный облик европейского города. Крутая скатная крыша становится наиболее видимым элементом строения, а декор и различные убранства усиливали композиционную роль жилища в общем плане застройки. В средние века, в эпоху романтической архитектуры и готики, городские здания Северной Европы строились с высокими крышами, пространство под которыми состояло из нескольких ярусов. Кровля имела уклон скатов 45-75°. Такие дома до настоящего времени сохранились в Германии и странах Балтии.

В эпоху Возрождения в странах Западной Европы с увеличением габаритов помещений крутизна крыш уменьшалась. В зависимости от конструкции и формы крыши менялся и облик домов. Крыши постепенно стали терять свою композиционную роль. В силуэте городской застройки стали участвовать только купольные крыши уникальных зданий. Эпоха Ренессанса связана с формированием французского барокко. Форма крыш получает новое направление — теперь они применяются с переменным уклоном скатов от 60 до 75о и от 10 до 30°, их геометрия определяет не только новую форму, но и иное зрительное восприятие. В этот период впервые стали использовать подкрышное пространство для жилья. В эпоху классицизма и ампира с увеличением высотной застройки, повышением ее плотности и размещения зданий по линии улиц, крыши почти полностью исключаются из сферы зрительного восприятия. Уклон крыш резко снижается, а подкровельное пространство используют, в основном, для размещения инженерно-технических устройств. Крыши превращаются в утилитарную необходимость, а композиционная роль переходит к фасадной части здания.

У славянских народов города застраивались домами с крышами самых разнообразных форм, силуэт и композиция которых во многом определялись значимостью объекта. На севере преобладали рубленые дома, в которых преобладали двухскатные крыши с деревянным покрытием из гонта. На юге крыли крыши соломой или тростником, как наиболее доступным строительным материалом.

Деревянное зодчество наложило свой отпечаток и на внешний облик крыш. В России использовали конструкцию крыши "на сохах" — деревянных столбах, установленных в углах здания. Одной из методик возведения крыши являлась двускатная самцовая конструкция, суть которой заключалась в том, что бревна фронтонов укорачивались по мере приближения к коньку (рис. 1). Завершалась такая крыша треугольником, вырубленным из бревна. Кровля настилалась по слегам, врубленным в концы самцов и представляющим собой обрешетку. Архитектура самцовой крыши не ограничивалась треугольной формой. Меняя длину самцов, сооружали крышу в виде башни, которая получила название "бочки" (рис. 2). Если самцы устанавливали с четырех сторон дома, получали крестовую "бочку". При строительстве храмов и замков крестовая "бочка" совершенствовалась, принимая форму луковицы, венцом которой был крест, шест или другое деревянное украшение. Такие конструкции крыши применяли вплоть до конца XIX века, когда доминировать стала стропильная конструкция, сохранившаяся до наших дней без существенных изменений. Со временем форма шатровой крыши усложнялась, принимая четырех-, шести- и восьмиугольную форму.

Во второй половине XIX в. и в начале XX в. с внедрением строительной техники, освоением новых материалов стали вновь применять развитые формы крыши с использованием чердачного пространства под устройство мансардных этажей. Вплоть до середины XX века кровельное зодчество существенных перемен не претерпело. В селах и на окраинах городов возводились индивидуальные постройки. Они практически не отличались от типовых проектов, за исключением некоторых деталей, в которых проявлялась робкая фантазия застройщиков. Среди кровельных материалов преобладала листовая сталь, волнистые асбестоцементные листы, а в большинстве случаев просто солома. Начиная с середины XX столетия, к соломенным крышам стали прибегать все реже и реже, отдавая предпочтение волнистым асбестоцементным листам, как наиболее дешевому и доступному материалу.

С началом XX века символом развития архитектурных форм становится железобетон. Геометрические формы конструктивизма и рост этажности полностью меняют архитектурный облик здания и его декоративных элементов. Крыша многоэтажек становится плоской, а в качестве элементов архитектурного завершения верха здания часто используют парапеты с проемами для сквозного проветривания чердачного пространства. В этот период развития индустриального жилищного домостроения форма крыши как завершающего архитектурного элемента здания была практически полностью утрачена. Крыши возводились с малым уклоном, а позднее с плоским покрытием. В индустриальном строительстве преобладали рулонные кровли на основе рубероида и битума.

Картина резко изменилась в начале 90-х годов. С началом развития рыночных отношений к услугам строителей и застройщиков появились современные строительные материалы, которые ознаменовали новую эру "крышного зодчества". В корне стала меняться и сама форма крыш, в которой проявилось стремление уйти от надоевших стандартных решений. Все чаще стали рационально использовать под жилье подкрышкое пространство — мансарды, добиваясь тем самым наиболее полного использования архитектурно-планировочной структуры дома.

Сегодня крыша являясь «пятым фасадом» здания на ряду с функциональностью воплощает в себе все исторически сложившиеся архитектурные элементы и геометрические формы, придавая зданию презентабельный и законченный вид -- играет всё более важное эстетическое значение.